Отчет о работе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики в 2020 году

15 марта, в рамках пленарного заседания Народного Совета ДНР, Евгений Лавренов выступил с отчетом о работе Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики в 2020 году.

«В течение последних лет произошли значительные перемены в экономической жизни Донецкой Народной Республики, повлекшие за собой изменения в характере и условиях функционирования всех секторов экономики, что в свою очередь повлияло на систему налогообложения.

Обеспечение положительной прогрессивной динамики поступлений средств в бюджет направлено, прежде всего, для запусков механизмов качественного экономического роста Донецкой Народной Республики, рассчитанного на длительную перспективу, для реализации основных социальных и экономических задач и программ.

Подводя итоги работы за 2020 год можно отметить, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, связанную с введением в Республике ограничительных мер, направленных на противодействие распространению коронавируса, Министерство доходов и сборов не только адаптировалось к новым условиям, но и в полной мере выполнило свою основную функцию – обеспечение наполняемости бюджета Донецкой Народной Республики», – отметил Министр.

1

Задачи и цели, которые были поставлены перед Министерством в прошлом году выполнены. Показатели по поступлениям налогов и сборов, без учета страховых взносов, запланированные на 2020 год перевыполнены на 0,7%, в том числе по «сфере бизнеса» – на 0,9%.

Министерству удалось сохранить положительную динамику налоговых поступлений. Так, в 2020 году прирост поступлений в бюджет составил 16,2% в сравнении с 2019 годом, а это является ключевым индикатором экономического состояния Республики.

При этом динамика роста поступлений обеспечена по основным бюджетоформирующим налогам и сборам: налог на прибыль – рост составил 8,0%, налог с оборота – 16,8%, упрощенный налог – 15,7%, ввозная пошлина – 47,8%, подоходный налог «сфера бизнеса» – 5,7%. Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов, так в 2020 году их рост составил 12,1%.

Долевая структура поступлений в бюджет налогов и сборов «сферы бизнеса» в 2020 году имела следующую форму: подоходный налог (12,6%), налог на прибыль (13,5%), налог с оборота (8,3%), акцизный налог на алкогольную и табачную продукцию (9,8%), ввозная пошлина (11,4%), акцизный налог с ввезенных нефтепродуктов (2,3%), упрощенный налог (6,4%), а также единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (25,8%).
4

Перераспределение поступлений в разрезе основных отраслей в 2020 году в сравнении с 2019 годом происходило следующим образом: оптовая торговля и перевозка грузов – 24,4%, что на 0,9% больше поступлений 2019 года (23,5%), розничная торговля – 11,7%, что на 0,2% меньше поступлений 2019 года (11,9%), производство – 12,4%, что на 3,4% меньше поступлений 2019 года (15,8%), бюджетные и коммунальные предприятия – 19,9%, что на 1,0% больше поступлений 2019 года (18,9%), общественное питание и услуги – 5,6%, что на 0,5% меньше поступлений 2019 года (6,1%), производство подакцизных товаров – 4,9%, что на 0,3% больше поступлений 2019 года (4,6%).

Уменьшение поступлений по розничной торговле, производству и общественному питанию, и предоставлению услуг связано с пандемией и введенными в связи с ней ограничениями.

Несмотря на это, наблюдается положительная динамика в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, в течение 2020 года число субъектов хозяйственной деятельности – участников ВЭД увеличилось на 8,2%. При этом количество зарегистрированных внешнеэкономических договоров (контрактов) субъектов ВЭД и дополнительных соглашений в 2020 году по сравнению с 2019 увеличилось на 6,6%.
5

Следует также отметить, что рост поступлений в 2020 году обеспечен как за счет повышения эффективности работы Министерства, так и за счет регистрации новых субъектов хозяйствования.

В Республике создана стабильная, ориентированная на предпринимательство система государственной регистрации субъектов хозяйствования, постоянно усовершенствуется Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, налажена система взаимодействия, как с субъектами предпринимательства, так и с государственными органами власти, что приводит к согласованности действий в вопросах государственной регистрации.

С целью реализации государственной политики в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, регистрации филиалов юридических лиц- нерезидентов, а также в связи с вступлением в силу с 01.07.2020 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, по инициативе Министерства, разработаны и приняты основные законы, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, а именно: «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц–предпринимателей», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; а также во исполнение Указа Главы от 25.12.2020 № 462 – «Об утверждении Порядка аккредитации филиалов юридических лиц – нерезидентов на территории Донецкой Народной республики».

Принятие данных документов способствуют созданию благоприятного климата для предпринимательства.
6

Также, Министерством продолжается работа по развитию электронного сервиса «Личный кабинет плательщика», позволяющий предоставлять отчетность в электронном виде. Свидетельством этому является увеличение в 2020 году по сравнению с 2019 годом количества плательщиков, предоставляющих налоговую отчетность в электронном виде, на 4,7% юридическими лицами и на 9,3% физическими лицами – предпринимателями.

Кроме того, с целью экономии времени налогоплательщиков и снижению социальной напряженности в условиях распространения COVID-19, Министерством разработан и запущен в эксплуатацию модуль «Приостановление деятельности» для подачи заявления о приостановлении деятельности в электронном сервисе «Личный кабинет плательщика».

Министерством продолжается работа с субъектами хозяйствования по увеличению уровня выплачиваемой наёмным сотрудникам заработной платы, а также недопущению ее выплаты в незначительных размерах.

Так, благодаря проводимой Министерством работе, прирост фонда оплаты труда в 2020 году по сравнению с 2019 годом по субъектам хозяйствования «сферы бизнеса» составил 9,4%, прирост уровня средней начисленной заработной платы – 11,6%, что отразилось на приросте поступлений по подоходному налогу «сферы бизнеса» на 5,7%.

Также, Министерством в 2020 году разработано программное обеспечение «Реестр застрахованных лиц», позволяющее Пенсионному фонду в реальном времени проводить сверку данных об отчислениях из заработных плат для обоснованного начисления пенсий гражданам Республики.

Министерством, для реализации стратегической задачи, такой как формирование налоговой политики в Республике, реализуются не только фискальные и стимулирующие цели, но и через партнерство органов доходов и сборов с налогоплательщиками и создание благоприятного микроклимата.

Так, в 2020 году продолжилась работа по выявлению и отработке рисков занижения налогообложения субъектами хозяйствования. В результате проведения только разъяснительной работы с налогоплательщиками прирост поступлений к предыдущему год составил 13%.

Отдельно Евгений Лавренов остановился на результатах контрольно-проверочной работы министерства по вопросам соблюдения законодательства в сфере ценообразования.

«Для обеспечения реализации государственной политики в сфере контроля за ценообразованием Министерством на постоянной основе проводится анализ информации в предоставленной отчетности о ценах производителей, об уровне торговых надбавок в торговых сетях на социально значимые продукты питания, а в аптечных сетях – на жизненно необходимые медикаменты.

Поэтому, с целью смягчения социального напряжения по инициативе Министерства были подготовлены и Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 09.12.2020 №81-2 внесены изменения в Порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории Донецкой Народной Республики. В частности, внесены изменения в Перечень социально значимых продовольственных товаров в части определения предельных оптовых и торговых надбавок к оптово-отпускной цене производителя на хлеб и рыбу.

Кроме того, с целью предоставления плательщикам возможности для улучшения социально-экономического положения в рамках норм действующего законодательства предоставлены льготы и продолжена работа по списанию задолженности по плате за землю, в том числе за земельные участки, пострадавшие в результате проведения боевых действий. Так, в 2020 году по данному вопросу Министерством было рассмотрено на 38,8% больше обращений, чем в 2019 году», – сообщил руководитель министерства.

Также, в 2020 году при участии Министерства разработан проект Постановления Правительства «О признании задолженности безнадежной» по земельному налогу с физических лиц – собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые расположены в 5 км зоне разграничения от линии соприкосновения между Вооруженными Силами Донецкой Народной Республики и Украины.

6

В 2020 году активизирована контрольно – проверочная работа по вопросам соблюдения законодательства в сфере ценообразования. Систематически проводился мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары и лекарственные препараты.

Так, по вопросам ценообразования было проведено 335 проверок и приняты решения о применении штрафных санкций в отношении 319 субъектов хозяйствования.

Кроме того, с целью недопущения социальной напряженности с марта 2020 года в Министерстве открыта телефонная «горячая линия» для граждан относительно фактов завышения цен на контролируемую группу товаров, принято порядка 800 обращений граждан, и в результате отработки по установленным основаниям проведено 83 проверки.

10

На протяжении 2020 года Министерством осуществлялась постоянная работа по усовершенствованию нормативно-правовой базы и инструктивных материалов. Так, в частности, инициированы изменения и дополнения в Закон Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе», которые находятся на согласовании в Правительстве, а именно относительно:

– введения утилизационного налога;
– регламентации операций регистрации договоров аренды недвижимого имущества в органах доходов и сборов;
– неприменения увеличения ставки экологического налога;
– оптимизации налогообложения деятельности адвокатов.
12

С целью увеличения доходной части бюджета в 2020 году и выведению некоторых видов подакцизной продукции из теневого сектора экономики, были внесены изменения в Закон Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» и в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.03.2017 № 3-4 «Об утверждении минимальных оптово – отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольной продукции и минимального уровня торговой надбавки на табачные изделия», в части увеличения ставок акцизного налога на некоторые виды алкогольной продукции и табачных изделий, введения ставок акцизного налога на электронные системы доставки никотина, жидкостей для электронных систем, и увеличения минимальных розничных цен на отдельные виды алкогольной продукции.

13

С целью обеспечения стабильного экономического роста Республики, установления стабильной ценовой политики и конкурентоспособности товаров отечественного производства, в 2021 году планируется внесение изменений в Закон Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе», в Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.03.2017 № 3-49 «Об установлении платы за выдачу лицензий на право производства и оборота подакцизных товаров» Постановление Совета Министров ДНР от 11.03.2017 № 3-47, а именно:

– увеличение ставки акцизного налога на табачные изделия (сигареты с фильтром);
– установление ставки 0 рублей на экспортные операции спирта этилового и алкогольной продукции, произведенной на территории Донецкой Народной Республики;
– установление ставки 0 рублей на ввоз спирта этилового, лекарственных средств, содержащих спирт этиловый;
– установление ставки 0 рублей с реализации табака и его заменителей для отечественных производителей;
– увеличение стоимости лицензии на право производства и оборота подакцизных товаров;
– увеличение гарантийной суммы для получения лицензии на право импорта алкогольной продукции и табачных изделий.
Кроме того, в 2020 году как одним из этапов адаптации бюджетной системы Донецкой Народной Республики к законодательству Российской Федерации, был осуществлен переход на обслуживание счетов в Республиканское казначейство Донецкой Народной Республики. В рамках такого перехода Министерство столкнулось с рядом проблем как технического, так и правового характера. В течение года Министерством был принят ряд нормативных правовых актов, освоено новое программное обеспечение, организовано информационное взаимодействие с Республиканским казначейством Донецкой Народной Республики и Министерством финансов Донецкой Народной Республики. Однако, на данный момент не все проблемы решены, в том числе актуальной остается проблема обеспечения Министерства компьютерной техникой, необходимость в которой возникла в связи с выполнением принципиально новых задач.

14

Также, на 2021 год намечено продолжение работы по совершенствованию налогового законодательства Донецкой Народной Республики путем его гармонизации с законодательством Российской Федерации.

В частности, разработан проект Закона, в котором увеличен перечень видов деятельности, для которых может применяться патентная система налогообложения для физических лиц – предпринимателей.

Кроме того, Министерством инициированы изменения и дополнения в Закон Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 № 99-ІНС «О налоговой системе» прорабатываются изменения в Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе», согласно которым у физических лиц будет возможность осуществлять определенные виды деятельности без регистрации в качестве физического лица – предпринимателя.

Особое внимание министр доходов и сборов уделил итогам работы Таможенной службы Донецкой Народной Республики.

«Несмотря на введение режима ограничительных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, в 2020 году сумма таможенных платежей, перечисленных в бюджет, составила больше планового показателя на 22,6%, и больше фактических поступлений в 2019 году на 38,4%», – рассказал Евгений Евгеньевич.

15

Также, в 2020 году наблюдается рост по сравнению с прошлым годом количества оформленных грузовых таможенных деклараций на 9%. В целом, внешнеторговый оборот в стоимостном выражении снизился на 7% за счёт экспорта, стоимостной показатель которого снизился на 27%, а стоимостной показатель импорта увеличился на 4%.

Доначисления таможенных платежей по итогам классификационной работы и химических исследований в 2020 году выросли по сравнению с 2019 годом на 53%.

16

С целью предотвращения занижения базы налогообложения таможенных платежей Таможенной службой осуществляется контроль правильности определения таможенной стоимости, в результате которого в 2020 году на 111,2% увеличились дополнительные поступления в бюджет по доначисленным суммам по сравнению с 2019 годом.

По результатам рассмотрения дел о нарушении таможенных правил за 2020 год наложено на 80% больше, чем в 2019 году административных штрафов. Перечисления в бюджет сумм административных штрафов в 2020 году выросли на 89,1%, по сравнению с 2019 годом.

17

В 2020 году проведена модернизация программного обеспечения «Таможня офлайн» для реализации механизма обмена информацией с МВД ДНР и МЧС ДНР о транспортных средствах, пересекающих границу Донецкой Народной Республики, в том числе с гуманитарными грузами.

С целью защиты прав потребителей и контроля качества ввозимого товара, попадающего на рынки, в 2020 году совместно с Министерством промышленности и торговли начата активная работа по сертификации ввозимого товара.

В 2020 году Министерством инициированы внесения изменений и дополнений в Закон Донецкой Народной Республики от 25.03.2016 № 116-IHC «О таможенном регулировании в Донецкой Народной Республики», которые позволили после их принятия:

– упростить порядок пропуска товаров и транспортных средств;

– усовершенствовать таможенное оформление и предотвратить его задержки при проверке правильности классификации товаров;

– не допускать уклонение от уплаты таможенных платежей путем занижения таможенной стоимости товаров.

Также, данные изменения и дополнения наделяют Правительство Донецкой Народной Республики определять перечень отдельных видов товаров и порядок применения к ним индикативных цен.

Подводя итоги выступления, Евгений Лавренов отметил, что Министерство доходов и сборов работает над формированием сбалансированной системы налогообложения, основная задача которой заключается в конструктивном взаимодействии между бизнесом и властью, построении партнерских отношений с налогоплательщиками и нахождении налогового компромисса. Основным же приоритетом является снижение давления на бизнес в части применения фискальных мер в пользу диалога, что приводит к уменьшению доначисленных сумм и количества проверок, наряду с увеличением уплаты налогов и сборов самостоятельно начисленных сумм.

18

«Министерством будет продолжена работа по пресечению схем, используемых теневым сектором экономики, незаконному ввозу на территорию Республики контрабандной продукции, улучшению налогового климата, увеличению реального сектора экономики и сохранению положительной динамики поступлений платежей в бюджет», – резюмировал Евгений Евгеньевич.

Источник новости: http://mdsdnr.ru/index.php/novosti/3515-otchet-o-rabote-ministerstva-dokhodov-i-sborov-donetskoj-narodnoj-respubliki-v-2020-godu

ВАЖНО! СРОЧНЫЕ НОВОСТИПодробнее..
+ +